Механизмы повышения ликвидности
Легко работать на ликвидных рынках. То есть на рынках, где активы можно быстро продавать и покупать. И где цены последовательно совершаемых сделок не слишком сильно различаются (если, конечно, в этот момент не происходит каких-то глобальных изменений). Ликвидные рынки позволяют спекулянтам быстро перепродавать активы, практически не теряя в цене. Трудно (и зачастую даже опасно) совершать операции на рынках, где отсутствует ликвидность. Например, на рынке российских акций «второго-третьего эшелонов» разница между ценой покупателя и продавца (спред) может достигать 20-30% и даже выше. Купив неликвидную бумагу, вы подчас годами вынуждены ждать момента, чтобы выручить за свою акцию хотя бы ту сумму, за которую вы ее приобрели.
Понятно, что для того, чтобы рынки были ликвидными, на них должны обращаться активы и контракты, для которых присутствуют спрос и предложение.
Однако даже при обращении пользующихся всеобщим спросом активов специалисты финансового рынка принимают дополнительные меры для еще большего повышения ликвидности и оборачиваемости инструментов. То есть финансисты придумали множество способов и механизмов для того, чтобы сделать рынки более ликвидными, а обращение инструментов на них — более активным. Эти механизмы представлены в нижней части интеллектуальной карты 1 (см. рис. 1). Давайте рассмотрим некоторые из них
Система биржевой торговли широко применяет принцип стандартизации. Специалисты рынка тщательно выбирают активы и разрабатывают контракты, позволяющие свести торговлю целого сегмента к обращению одного-единственного контракта. Например, нет практически на земле нефтяных месторождений с абсолютно идентичными физико-химическими свойствами нефти. Исходя из этого, можно было бы предположить, что каждая сделка по нефти требует оговорок по качеству. И, следуя этой логике, сделать заключение о невозможности торговать нефтью в биржевых ямах, где все параметры контрактов стандартизованы (качество, физико-химические свойства, условия расчетов и (или) поставки, срок и пр.), когда единственным предметом торга становится цена. Однако нефтью торгуют на биржах, как с голоса, так и в электронных системах. Биржевики придумали способ ввести в обращение нефтяные фьючерсные контракты. Таким образом, они дали возможность хеджировать производителям нефти — цену продажи добываемых продуктов, а покупателям — цену покупки. А спекулянты и арбитражеры получили для своей работы интереснейший по ценовой динамике и колоссальный по обороту рынок. Достаточно вспомнить, что только за последние пару лет (2003-2005 гг.) цена на нефть увеличилась более чем в два раза. Как же биржевики это сделали? В основе ликвидного нефтяного рынка лежит принцип стандартизации. Биржи торгуют контрактами в соответствии со спецификациями. Цены на различные сорта нефти сведены к торгуемой марке (бенч-маку) посредством заранее оговоренных коэффициентов.
Например, цена на иранское горючее будет цена Brent (бенч-мак рынка) минус $2,30 за баррель. Посмотрим на этот феномен с другой стороны. Одновременная биржевая торговля 100 сортами нефти потребовала бы создание 100 ям с небольшим количеством брокеров в каждой яме. Однако биржевики свели все это в одну большую яму со многими брокерами, получив в ней максимальную ликвидность.
Один из наиболее часто используемых индикаторов цен на нефтяном рынке — цена нефти на IPE {International Petroleum Exchange — Международная нефтяная биржа в Лондоне). Этот показатель можно встретить в различных СМИ, и он соответствует цене за 1 баррель нефти сорта Brent по фьючерсному контракту на ближайший торгуемый месяц. Таким образом, стандартизация является очень действенным методом увеличить ликвидность обращаемых инструментов.
Еще один способ увеличить ликвидность рынка — воспользоваться услугами маркет-меикеров, т. е. крупных финансовых структур, выставляющих двусторонние котировки (на куплю и продажу). Часто маркет-мейкеры имеют соответствующие договоры с биржами об обязательном объеме сделок в течение торговой сессии и минимальной разнице между выставляемыми котировками на куплю и продажу Или, как еще говорят на рынке, — «вилке» (разнице между ценой купли и ценой продажи, выраженной в пунктах). Что вам это дает как клиенту? То, что независимо от реального количества продавцов и покупателей на рынке вы всегда будете иметь возможность купить или продать свои активы (акции, облигации, срочные контракты и т. д.), совершив сделку с маркет-мейкером.
Мерой по повышению ликвидности рынка служит и наличие специальным образом форматированной информации. Например, проведение биржами специальных экспертиз финансового состояния компаний. На основе положительных результатов таких экспертиз ценные бумаги компаний включаются в листинг. Листинг позволяет инвесторам не проводить многие из оценок самостоятельно, а просто доверяться бирже, включившей данную бумагу в свой котировальный список. Наличие регламентированных оценок качества бумаг, в свою очередь, способствует более активному обращению этих бумаг.
Механизмы повышения ликвидности представлены в нижних левой и центральной частях интеллектуальной карты 1 (рис. 1).