Индикаторы надежности облигаций
А что будет, если предприятие не расплатится по облигациям? В случае, если у выпуска есть гарант, он и заплатит. Если же бумаги не гарантированы, или, как еще говорят, «выпущены без покрытия», то судьба вложенных средств будет зависеть от результатов процедуры банкротства предприятия. Как же заранее понять, насколько надежным может в будущем оказаться заемщик? Для этого инвесторы во всем мире используют рейтинги. Рейтинги (ранжирование) выпусков облигаций компаний и присвоение кодификации определенного уровня надежности осуществляются рейтинговыми агентствами. Сотрудники рейтинговых агентств анализируют финансовую отчетность предприятия и выносят свои вердикты. В Приложении 1 представлены принципы кодификации рейтингов, осуществляемых наиболее известными и авторитетными агентствами в мире. Ряд исследований агентства осуществляют самостоятельно, иногда компании обращаются к агентствам по собственной инициативе. Компании оплачивают работу экспертов агентств и получают результаты расчетов, которые могут впредь использовать при распространении своих ценных бумаг и получении займов. Правильность и беспристрастность деятельности агентств являются залогом доверия инвесторов и успешного функционирования агентств в будущем.
Понятно, что только крупные компании могут обращаться за экспертизами для получения рейтинга в авторитетном агентстве. Для мелких компаний затраты на экспертизу окажутся несоизмеримыми с объемами привлекаемых средств. Поэтому, приобретая долговые обязательства небольших компаний, инвестору приходится полностью полагаться на собственную информированность и удачливость.
Существуют и другие риски, связанные с приобретением облигации небольших выпусков. Например, низкая ликвидность. Мелкие эмиссии неинтересны банкам и крупным операторам финансового рынка, а именно они являются наиболее активными игроками на рынке таких относительно низкодоходных инструментов, как облигации.
Рейтинговые агентства проводят экспертизы не только тех компаний, которые работают на финансовом рынке. Важной частью деятельности агентств является присвоение инвестиционных рейтинов государствам. Такое рейтингование — важный ориентир для международных инвесторов, оно помогает оценить риски инвестирования в компании, работающие на территории того или иного государства. Например, если рейтинг государства оценивается ниже инвестиционного уровня, то инвестору дается понять, что вложения в акции предприятий, работающих на территории данного государства, несут в себе значительные риски. Рейтинг компании, являющейся резидентом некоторого государства, не может превышать рейтинг этого государства.