ной ситуации, пока меня не


Анализируя представленные выше мнения и еще ряд подобных, я не смогла составить какого-то однозначного представления о реаль­ ной ситуации, пока меня не осенило принять во внимание предпоч­тения самих интервьюируемых. Четвертый ответ принадлежит энер­гичному успешному спекулянту, который занимается и дневным трейдингом (day trading), стабильно открыто публикует собствен­ные достижения, известен как специалист и сторонник технического анализа. Два первых высказывания принадлежат администраторам компаний.

Единственное объяснение такого разброса мнений для меня состоит в том, что пристрастия клиентов к инвестиционным и спекулятивным операциям четко отражают предпочтения самих управляющих. Или же клиенты находят себе компании по вкусу. Иначе трудно объяснить, почему у компаний, известных поставленным дей-трейдингом и торго­выми роботами, клиенты в подавляющем большинстве настроены спе­кулятивно. У управляющих же, сделавших ставку на долгосрочные опе­рации, клиенты терпеливо годами ждут роста. В этой связи остается только рекомендовать клиенту выявить для себя собственную инве­стиционную ориентацию и в соответствии с ней выбирать компанию и менеджера. Как шутили в середине девяностых на Санкт-Петербург­ской фьючерсной бирже: «Клиент-шизофреник всегда найдет себе бро­кера-шизофреника». Главное, чтобы клиент точно знал, чего он хочет. Желаемый продукт рынок ему предоставит.

На рынке существуют компании, позиционирующие свои методи­ки как универсальные. И разницу между спекуляцией и инвестированием в компании сводят к вопросу оценки риска. Вот какую позицию займет компания в этом случае: «Задача управляющего помочь кли­енту понять, какая мера риска для него является приемлемой (ком­фортной), и в рамках приемлемого для клиента риска реализовать максимальную доходность. Наибольшая доходность реализуется на акциях — это общее правило фондового рынка, основанное на стати­стике. При этом чем более рискованные группы акций выбирает кли­ент, тем выше потенциальная доходность. Главная задача довери­тельного управляющего: выбрать наиболее потенциально доходные активы и заработать для клиента доход — именно за это умение кли­ент и платит деньги».

Следует также помнить, что задача финансовой компании — пред­лагать вам активы. Если вы не будете покупать активы, то вы не отда­дите деньги в управление либо не купите инвестиционные продукты и не заплатите комиссионные. Каждый должен выполнять свою работу. И работа инвестиционного менеджера — продать вам продукт. А что делать, если нужного вам продукта нет? Как правило — это значит, что вас нужно склонить купить то что есть в наличии. Поэтому очень важ­но уметь распознать, что собой представляет компания и каковы на­строения ее менеджеров. Найдите своего брокера. Если вы решили заниматься инвестированием, брокер-спекулянт не для вас.

И еще: когда проверяют ваше отношение к рискам, помните, что пока риски, связанные с акциями российского рынка, достаточно спе­цифичны. И большей частью они связаны с низким free float законо­дательными проблемами, низкой ликвидностью, непрозрачной отчет­ностью. И это — совсем не те риски, на которых зарабатывают. Об этом мы подробно поговорим в главах о текущем состоянии рынков.


Содержание раздела